Когда началась приватизация земли в россии

Содержание

Приватизация земельного участка под частным домом в 2020 году

Когда началась приватизация земли в россии

Нередко встречается ситуация, когда земля под частным домом не оформлена как собственность владельцем жилья. В таком случае его сложно назвать полноценным хозяином недвижимости, так как он пользуется участком, принадлежащим местным властям.

Для устранения подобной ситуации действующее законодательство допускает возможность бесплатно приватизировать земельный участок под жилым домом.

Она введена достаточно давно и доступна любому российскому гражданину.

Основания и процедура бесплатной приватизации, необходимые для этого документы, а также другие вопросы, связанные с оформлением земли в собственность, подробно рассматриваются в статье.

Необходимость приватизации

Отсутствие оформленного права собственности на землю под домом заметно ограничивает возможности для продажи, обмена, сдачи в аренду или совершения других сделок с жильем.

Дело в том, что далеко не каждого потенциального покупателя или арендатора устроит участок, который не принадлежит владельцу дома, а находится в его распоряжении на основании каких-либо других прав, например, аренды или бессрочного пользования.

Еще одним важным моментом становится неоднозначность трактовки действующим законодательством. Последнее воспринимает дом и землю под ним как единый объект недвижимости. Отсутствие права собственности на участок означает нарушение этого принципа.

В то же время необходимо отметить, что рассматриваемое мероприятия не относится к обязательным. Владелец жилья самостоятельно решает, воспользоваться правом на приватизацию земельного участка под домом или нет. Положительный ответ на этот вопрос позволяет получить полный контроль над объектом недвижимости и распоряжаться им по своему усмотрению.

Правовое регулирование вопроса

Порядок приватизации земельных участков, находящихся под частными домами, регламентируется несколькими федеральными законодательными актами. В качестве базовых можно выделить четыре из них:

  • Земельный кодекс РФ. Принят после подписания №136-ФЗ, датированного 25 октября 2001 года. Актуальная редакция введена в действие 28 августа 2020 года;
  • №178-ФЗ (датируется 21 декабря 2001 года). Определяет правила проведения приватизации на территории РФ. Сегодня действует версия Федерального закона от 31 июля 2020 года;
  • №93-ФЗ (датируется 30 июня 2006 года). Устанавливается порядок дачной амнистии;
  • №218-ФЗ (датируется 13 июля 2015 года). Регламентируется процедуру госрегистрации объектов недвижимости. Актуальный вариант ФЗ также принят 31 июля 2020 года.

Основания для бесплатной приватизации

Законодательство предусматривает два возможных варианта оформления прав собственности на земельный участок. Менее выгодным для будущего владельца становится выкуп земли, который осуществляется по кадастровой стоимости.

Основанием для запуска второго варианта – бесплатной приватизации – выступают:

  • заключенный с муниципалитетом арендный договор или соглашение о бессрочном пользовании землей;
  • выделение участка под один из двух видов разрешенного использования — ЛПХ или ИЖС;
  • участие в так называемой дачной амнистии;
  • право на получение социальных льгот от государства (для участников ВОВ, малоимущих, членов многодетных семей и т.д.);
  • владение домом до 1991 года включительно;
  • принадлежность участка к землям дачного кооператива, садоводческого товарищества или огородничества.

Данный перечень охватывает значительную часть земельных участков, находящихся под частными домами. Поэтому в большинстве случаев владелец жилья имеет право именно на бесплатную приватизацию земли.

Причины возможного отказа

Решение о возможности бесплатно приватизировать землю принимается на муниципальном уровне. В числе наиболее частых причин для отказа в проведении мероприятия необходимо отметить такие:

  • участок не принадлежит муниципалитету. Это означает, что земля выведена из оборота в резерв или передана конкретному ведомству, например, ФСБ или Минобороны;
  • приватизация проводится повторно. В подобной ситуации требуется восстановить документы на право собственности, которое были оформлены в первый раз;
  • отсутствуют необходимые документы. Перечень приводится ниже;
  • земля не подлежит отчуждению в собственность, так как относится к лесному или водному фонду, парковой или природоохранной зоне, месту общественного пользования и т.д.

Отказ в приватизации земли должен быть аргументирован. Обращение к квалифицированному юристу позволит определить его законность, а при необходимости – оспорить в суде.

Порядок приватизации

Упрощенная процедура приватизации доступна участникам дачной амнистии. В остальных случаях требуется последовательная реализации нескольких этапов, каждый из которых целесообразно рассмотреть подробнее.

Этап №1. Формирование комплекта документов

Стандартный набор документации включает в себя:

  • реквизиты паспорта будущих владельцев;
  • ИНН каждого из них;
  • правоустанавливающие документы на участок земли. К ним относятся: договор аренды или бессрочного пользования, дарственная, справа о вступлении в наследование, выделение под ИЖС и т.д.;
  • документация на землю (при наличии) – кадастровая и техническая;
  • правоустанавливающие документы на жилой дом (выписка из ЕГРН, договор купли-продажи и т.д.);
  • справка о стоимости земли по кадастровому учету;
  • документы о величине налога на землю и отсутствии задолженности по его уплате.

Этап №2. Оформление и подача заявления

Основанием для запуска процедуры приватизации становится заявление. Документ оформляется в свободной форме, но в обязательном порядке содержит несколько реквизитов, включая:

  • наименование муниципального органа, занимающегося рассмотрением вопроса;
  • ФИО заявителя;
  • его контактные данные;
  • информация об участке земли (как можно более полная);
  • ходатайство о предоставлении земли в собственности;
  • подпись с расшифровкой;
  • дата составления документа.

Бланк и образец заявления можно найти по ссылке.

Этап №3. Межевание участка

Оформлением межевых и кадастровых документов занимаются специализированные организации, в штате которых присутствуют кадастровые инженеры. К последним предъявляется ряд требований, выполнение которых обязательно для ведения профессиональной деятельности. В их числе:

  • профильное образование;
  • участие в СРО;
  • действующее удостоверение о подтверждении квалификации.

Результатом работы кадастрового инженера становится комплект документов. Он необходим для постановки объекта на учет и внесения в ЕГРН,  также для последующей госрегистрации прав собственности.

Этап №4. Подписание договора с муниципалитетом

Договор о приватизации подписывается новым и старым владельцем земли. В документе содержится исчерпывающая информация о земельном участке, включая сведения, полученные в результате межевания и выполнения кадастровых работ. Речь в данном случае идет о площади и местоположении земли, количестве владельцев и их долях, назначении участка и т.д.

Этап №5. Госрегистрация права собственности

Завершающая стадия описываемой процедуры. Предусматривает формирование и подачу комплекта документов в Росреестр. Предоставление документации осуществляется как при личном посещении территориального подразделения этого ведомства, так и путем обращения в МФЦ. Оформление права собственности подтверждается выпиской из ЕГРН.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5ed65cc1b518fa3bb2db01c4/privatizaciia-zemelnogo-uchastka-pod-chastnym-domom-v-2020-godu-5f685a9e4c07ce060407ef0c

Когда началась приватизация земли в россии

Когда началась приватизация земли в россии

По сути, приватизация — это процесс разгосударствления (предоставления права собственности). Муниципализация имущества — передача государственного имущества в собственность органов местного самоуправления.

Приватизированный земельный участок — это земля, находившаяся в собственности у государства (федерации, республики, города, посёлка и т.д.) и впоследствии переданная гражданину. Собственный земельный участок — тот, что был приобретён у частного лица. Приватизации (передаче в частную собственность) подлежат не все земельные участки.

27 (п.п. 4 и 6) Земельного Кодекса РФ (земли, на которых размещены государственные природные заповедники, национальные парки, действующие объекты Вооружённых Сил РФ, военные суды, объекты ФСБ, воинские и гражданские захоронения, инженерно-технические

Когда заканчивается приватизация земельных участков: уточняем сроки

Это связано с тем, что многие граждане так и не успели переоформить государственные земли в свою собственность.

Если на участке есть строения, то приватизировать землю можно в том случае, если сначала оформить собственность на землю (свидетельство) или оформить договор аренды с государством.

Приватизация – это бесплатная передача в собственность гражданам недвижимого имущества, принадлежащего государству, в том числе, земельных участков и жилья.

Пожизненно наследуемое владение статья 21 ЗК РФ – это своеобразное право собственности на участки, которое имеет некоторые ограничения.

До какого года продлена приватизация дачных участков

Упрощенная схема оформления во владение дачных участков – это государственная регистрация прав.

В отличии от стандартного процесса приватизации не требуется получения разрешения на передачу земли, а, следовательно, не подписывается и договор. Упрощенная схема приватизации действует на следующие виды недвижимости, полученные до конца октября 2001 года:

  1. Дачные и садовые дома;
  2. Участки для садоводства, огородничества, дачного хозяйства;
  3. Бани.
  4. Земли под индивидуальное строительство (жилищное, гаражное);
  5. Хозяйственные и подсобные помещения;

Иногда можно встретить дату 01.03.2020 – в это время перестает действовать упрощенная схема приватизации домов, на землях, выделенных (до октября 2001 года) под индивидуальное жилищное строительство.

Сроки приватизации дачных, земельных участков: до какого года продлена бесплатная приватизация в России

Другими словами, не нужно ждать очередного ежегодного продления, как это было до 2017 года. Нормативное регулирование вопроса:

  1. Федеральный закон № 93, в народе прозванный «дачная амнистия» – разъясняет схему упрощенного переоформления дачных, садовых, огородничьих территорий, а также участков под ИЖС и ЛПХ. Основное отличие от обычной процедуры – отсутствие необходимости ждать ввода жилья в эксплуатацию. Да и по срокам оформления документов гораздо выгоднее – вместо стандартных 2-3 месяцев, всего за 10-14 дней.
  2. Федеральный закон № 178 «О приватизации…» от 21 декабря 2001 года (последняя редакция) – определяет основные положения Программы, способы приватизации, сроки, порядок выкупа земли и т.д.

Нормативно-правовое регулирование позволяет упорядочить земельные правоотношения.

Что сказано в законах РФ о приватизации земельных участков

Оно означает возможность приватизации земли только одним лицом.

Наличие такого права не предполагает обязательную бесплатность процедуры.

Земли, не подлежащие бесплатной передаче в собственность, могут выкупаться хозяевами имеющихся на их территориях строений на основе кадастровой стоимости. От исключительного права следует отличать преимущественное право, регулируемое на уровне регионов и муниципалитетов.

Им наделяются отдельные льготные категории местного населения: , и т.п. В таком случае приватизация надела третьими лицами допускается при отказе или нарушении условий обладателем преимущественного права.

Приватизация в России

В то время как в определённых сферах экономики (обслуживание, торговля) эта задача была достаточно быстро решена, в промышленности и сельском хозяйстве нужный эффект достигался гораздо медленнее, во многом из-за того, что, считает Мау, приватизированные предприятия переходили в собственность трудовых коллективов, то есть под контроль — а в перспективе и в собственность — их директоров . Однако сам Анатолий Чубайс позднее говорил, что приватизация была проведена с единственной целью не допустить прихода коммунистов к власти. началась после принятия Закона СССР «О государственном предприятии (объединении)» в 1988 году.

На этом этапе она осуществлялась в отсутствие необходимой нормативной базы.

При этом реальные её масштабы оставались неизвестными.

По оценкам (Организация экономического сотрудничества и развития ) к лету 1992 года (начало осуществления программы приватизации) более 2000 предприятий были приватизированы «стихийно».

Рассмотрим бесплатную приватизацию в рамках «дачной амнистии». Преимущества данной процедуры, безусловно, в минимальном пакете документов и отсутствии финансовых затрат.

Регистрация прав в упрощенном порядке проходит на основании следующих законов: — Федеральный закон от 25.10.2001 N 137-ФЗ

«О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»

Источник: https://ooosan-ros.ru/kogda-nachalas-privatizatsiya-zemli-v-rossii/

В каком году началась приватизация земельных участков

Когда началась приватизация земли в россии

Ранее, до вступления в действие Земельного кодекса РФ 2001 г., осуществление приватизации государственного и муниципального имущества не предусматривало необходимости одновременной приватизации и земельного участка, расположенного под приватизируемыми объектами недвижимости. В Федеральном законе от 25 октября 2001 г.

«О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» закреплен иной подход: п.7 ст.

3 данного Закона предписывает, что со дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации приватизация зданий, строений, сооружений промышленного назначения не допускается без одновременной приватизации земельных участков, на которых они расположены, за исключением случаев, если такие земельные участки изъяты из оборота или ограничены в обороте. Дальнейшее развитие приведенные положения получили в Федеральном законе от 21 декабря 2001 г. «О приватизации государственного и муниципального имущества» (далее — Закон о приватизации), в соответствии с п. 1 ст. 28 которого приватизация зданий, строений и сооружений, а также объектов, строительство которых не завершено и которые признаны самостоятельными объектами недвижимости, осуществляется одновременно с отчуждением лицу, приобретающему такое имущество, земельных участков, занимаемых таким имуществом и необходимых для их использования, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Приватизация земельных участков передача из государственной или муниципальной собственности в собственность граждан и юридических лиц земли, находящейся у них на праве хозяйственного управления, постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения или аренды .

Рассматривается приватизация бесплатная и платная.

Бесплатнаяприватизация земельных участков в собственность стала возможна после принятия Федерального закона от 30 июня 2006 года № 93-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества», который в народе окрестили законом «О дачной амнистии». Закон установил правила бесплатной передачи земельных участков (бесплатной приватизации) в собственность при условии, что они предоставлены в пользование до 2001 года , то есть до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации. Бесплатная приватизация земли возможна только для земельных участков следующего разрешенного использования:

ведения личного подсобного хозяйства;

дачного строительства, огородничества, садоводства;

индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства.

Для получения права собственности на указанные выше земельные участки достаточно зарегистрировать на них права в территориальных отделах Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр). Для регистрации достаточно предоставить всего два документа: кадастровый паспорт и документ, подтверждающий факт выделения земельного участка.

Если в документе, подтверждающем выделение земельного участка, не прописан вид разрешенного использования, то необходимо получить специальное постановление Администрации того района, где расположен земельный участок.

К участкам, на которые распространяется платная приватизация земли, относятся те, которые были предоставлены гражданам после 2001 года, а также земельные участки, предоставленные юридическим лицам на ином праве. Также сюда относятся земельные участки, не входящие в список по «дачной амнистии», такие как:

земельные участки, предоставленные фермерским хозяйствам;

участки для сельхозпроизводства;

земли промышленности; земли энергетики и другие;

земельные участки, на которые не установлена категория или вид разрешенного использования.

Для приватизации указанных земель требуется отдельное постановление или специальное решение органов власти. Законодательство также установило, что приватизацию застроенных земельных участков возможно осуществить одновременно с приватизацией зданий и сооружений.

Приватизировать можно земельные участки, находящиеся только в государственной или муниципальной собственности. Таким образом, решение о приватизации принимать собственник в лице Федерального агентства по управлению федеральным имуществом, его территориальные органы, либо местная администрация (если земельный участок находится в муниципальной собственности).

Платная приватизация земли подразумевает выкуп земли у собственника, при этом в п. 7 ст. 28 Закона о приватизации устанавливается общий порядок определения цены выкупа земельного участка субъектами Российской Федерации в зависимости от численности населения, исходя из ставки земельного налога.

Так, в поселениях с численностью свыше 3 миллионов человек цена выкупа может быть установлена в размере от 5 до 30 ставок земельного налога за единицу площади земельного участка, от 500 тысяч до 3 миллионов человек — в размере от 5 до 17 ставок, до 500 тысяч — в размере от 3 до 10 ставок земельного налога (действительно до 1 января 2010 г. в соответствии с п. 1 ст.

2 ФЗ от 25.10.01 г. N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ»).

Не подлежат приватизации или продаже земельные участки в случаях:

отсутствуют надлежаще оформленные документы о территориальных границах, сервитутах и обременениях;

участок находится на территориях особых зон (зоны особо охраняемых территорий, лесные угодья и т.д.);

земельные участки производственных объектов планируют вынести за черту поселения или перенести в другое место по экологическим и социальным основаниям;

если текущее использование земельного участка не соответствует планируемому целевому назначению согласно градостроительной документации.

Для решения вопроса о приватизации земельного участка гражданин или юридическое лицо обязаны предъявить:

• договор, решение суда, постановление органа исполнительной власти и иные документы, бесспорно подтверждающие право собственности на здание, строение или сооружение, находящиеся на земельном участке, если земельный участок застроен;

Читать еще:  Образец претензии о понуждении к заключению договора

• постановление органа исполнительной власти о предоставлении земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение или аренду;

• план земельного участка;

• заявления всех собственников здания, строения или сооружения,

находящихся на земельном участке.

Для жилищных и гаражных кооперативов дополнительно требуются:

• решение общего собрания членов кооператива о заключении договора о покупке (бесплатном получении) в собственность кооператива земельных участков общего пользования;

• планы и обмеры каждого отдельного земельного участка;

• заявление члена кооператива о передаче ему земельного участка в собственность, пожизненное наследуемое владение или пользование.

Приватизация земли в нашей стране – довольно растянувшаяся во времени процедура – на срок более, чем 20 лет

Приватизация земельных участков представляет собой их приобретение в частную собственность из государственной или муниципальной собственности.

Важно понимать: для землепользователя это не просто передача земли в частные руки, а возможность стать полноправным владельцем земельного участка с правомочием распоряжения.

При этом процесс приватизации можно условно разделить на 2 вида:

  1. Приватизация муниципальных земель для коммерческого использования, под которой подразумевается перевод в частную собственность земель сельскохозяйственного назначения, земель промышленности и процедура приватизации земель, не предназначенных для таковых целей (речь идет о жилой, гаражной застройке, садоводстве, огородничестве).
  2. Объем действий, охватываемых вторым видом составляет содержание так называемой «дачной амнистии», суть которой состоит в упрощенном порядке перевода земель в частную собственность. Как говорилось ранее, сроки бесплатной приватизации вновь были сдвинуты до 1 марта 2018 года, что рассматривается как попытка государства привлечь внимание к частному сектору.

Сразу отметим те случаи, когда приватизация физически не возможна:

  • земля изъята из оборота,
  • земля зарезервирована,
  • существуют прямые ограничения на приватизацию, установленные законом.

Во всех других случаях существует несколько схем, предложенных нам государством: приватизация земельного участка на платной основе и безвозмездное переоформление участка в собственность.

Рассмотрим бесплатную приватизацию в рамках «дачной амнистии». Преимущества данной процедуры, безусловно, в минимальном пакете документов и отсутствии финансовых затрат. Регистрация прав в упрощенном порядке проходит на основании следующих законов:

— Федеральный закон от 25.10.2001 N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», который не ограничивает сроком оформление в собственность граждан земельных участков, ранее предоставленных им в постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение;

Источник: https://45jurist.ru/administrativnoe-pravo/v-kakom-godu-nachalas-privatizatsiya-zemelnyh-uchastkov.html

Когда началась приватизация земли в России?

Когда началась приватизация земли в россии

В процессе приватизации объекты государственной собственности переходят в частное владение.

Приватизировать землю, дом нужно, чтобы владелец мог проводить сделки с этими объектами недвижимости. Приватизация земельного надела намного длительнее.

Государство с помощью программы дачной амнистии упрощает процесс для граждан. Приватизировать бессрочно можно территорию для:

  • осуществления подсобного хозяйства;
  • огородничества;
  • гаражного и жилищного строительства.

Помимо этого, расположенные на вашей территории дачные домики, бани, гаражи и беседки, на которых не нужно разрешение, можно оформить в облегченном порядке и после марта 2018.

Бесплатная приватизация земельного участка продлена до какого года

В феврале 2015 года стало известно, что перевод земельных наделов в частные руки не закончится, приватизация земельного участка продлена до 2018 года.

Многие россияне ожидали окончания амнистии, но дачный вопрос остался открытым.

Под этим выражением понимается проект поправок в правовые акты, с указанием порядка оформления собственности с минимумом документов. Действует документ уже 10 лет.

Отличие прописанного в нем порядка состоит в том, что на этапе подачи документов для разгосударствления земельного надела оформлять разрешение на возведение здания, расположенного на нем не требуется.

В итоге россияне не теряют время на перечень дополнительной документации. Некоторые эксперты полагают, что Госдума будет поднимать этот вопрос и после указанного срока.

Поэтому о том, когда заканчивается дачная амнистия пока говорить рано.

Понятие и особенности приватизации

В результате приватизации земельного участка изменяется форма собственности. Государственная (муниципальная) сменяется частной. Объектами приватизирования становятся наделы, включенные в оборот. Недостатки процесса связаны с пробелами в законе. В частности:

  • нужно много времени для сбора документов;
  • некоторые документы являются платными;
  • бывает так, что надел нельзя переводить в частное владение, поскольку это противоречит законодательству;
  • приватизированные объекты подлежат налогообложению.

Процедура оформления: каков порядок

Квалифицированную помощь оказывают риэлторы и юристы. Если вы решили оформить территорию в собственность самостоятельно, необходимо преодолеть следующие шаги:

  1. Шаг первый — собираем документы.
  2. Шаг второй — относим заявление в администрацию по месту расположения объекта. За 30 дней государственный орган откажет либо разрешит приватизацию.
  3. Этап третий — ставим землю на кадастровый учет.
  4. Шаг четвертый — регистрация права собственности. Это происходит за 10 дней.

Приватизация земельного участка после 1 марта 2015 года

Земельные наделы в РФ стали передавать в собственность с момента начала в государстве приватизационного процесса. Власти решили, что каждый домовладелец имеет право на территорию, где стоит его жилище.

 С 1 марта 2015 года гражданин имеет право перевести в собственность землю, на которой построен дом. Кроме того, можно не приватизировать территорию, а арендовать на длительный период. Это также для многих удобно.

Однако это действует исключительно в отношении собственников, которые приобрели свои дома до конца октября 2001 года.

Под частным домом

Право оформить в собственность участок под частным домом имеют лица, обладающие правом на землю и расположенное на ней строение в собственности или же пока не оформленное надлежащим образом, но приобретенное до того, как обрел силу новый земельный закон. Без пошлин приватизация земельного участка под частным домом производилась до 1 января 2015 года. Это делали в упрощенной форме. Если официально оформленных документов нет, то форма собственности меняется в административной форме.

Приватизация частного дома и земельного участка: с чего начать?

Первым делом нужно обратиться с заявлением в районную администрацию. Вместе с тем требуется предоставить документы:

  • российский паспорт;
  • ваш ИНН;
  • документ, дающий право на землю;
  • кадастровую карту земли;
  • технический паспорт на строение (если оно есть);
  • выписку из ЕГРП.

Чтобы перевести в собственность постройку на частном земельном участке, нужно собрать:

  • план объекта с выпиской из техпаспорта;
  • договор соцнайма;
  • паспорта всех людей, участвующих в приватизировании;
  • выписку из домовой книги;
  • копию банковского лицевого счета.

Если регистрирующий орган одобрит приватизацию постройки, то через месяц заявитель получит свидетельство, подтверждающее собственность.

На какую долю земли имеет возможность претендовать владелец квартиры в многоквартирном доме? Помимо жилого помещения ему также принадлежит часть общего домового имущества (в соответствии с площадью объекта, находящегося во владении), в том числе и территория, на которой возведен дом.

Приватизация земельного участка в садоводстве

Приватизировать участок без оплаты процедуры в садовом товариществе имеют право те, кто владеет наделом на праве пожизненного либо наследственного пользования. Если садовый надел выделялся родственникам человека в советское время, наследники имеют право зарегистрировать землю в собственность.

Получить землю в садовом некоммерческом товариществе (СНТ) можно после подачи личного заявления. Вообще участником СНТ может быть россиянин, в возрасте от 18-лет, имеющий надел на территории товарищества.

В СНТ принимают наследников умерших членов или лиц, получивших землю в СНТ после сделки по дарению. В СНТ принимают по итогам общего собрания, выдают членскую книжку.

Она понадобится, когда вы будете оформлять участок в собственность.

Отказ в приватизации на каких основаниях может быть?

Запрещено приватизировать:

  • земельные участки, изъятые из оборота;
  • участки, зарезервированные для государственных нужд.

Чтобы приватизировать дом требуется чтобы, он находился в пользовании лиц по договору социальной аренды, договору купли-продажи, завещания; был пригоден для проживания в нем и не классифицировался как аварийное жилье.

Если у Вас есть вопросы, проконсультируйтесь у юриста Задать свой вопрос можно в форму ниже, в окошко онлайн-консультанта справа внизу экрана или позвоните по номерам (круглосуточно и без выходных):

  • 8 (800) 350-83-59 — все регионы РФ.

Источник: https://advokat144.com/kogda-nachalas-privatizatsiya-zemli-v-rossii/

Приватизация земельных участков гражданами

Когда началась приватизация земли в россии

В научной литературе термин «приватизация» трактуется как в широком, так и в узком смысле.

В широком смысле под приватизацией понимается один из институтов, регулирующий экономику через сокращение государственного сектора и увеличение вклада частного сектора в хозяйственное развитие.

В узком смысле приватизация — это передача права собственности на имущество определенному кругу физических и юридических лиц.

Легальное определение приватизации содержится в Федеральном законе от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества». Так, в ст.

1 данного Закона приватизация рассматривается как возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственности физических и (или) юридических лиц.

Следует отметить, что указанная формулировка является несовершенной и не в полной мере отражает специфику приватизации. В частности, в формулировке указано, что приватизация является возмездной, в то время как приватизация может быть и безвозмездной. Например, приватизация земельных участков, находящихся на праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения.

Помимо этого, предлагаемое законодателем понятие не содержит критериев, позволяющих отграничить приватизацию от любой другой сделки по отчуждению имущества из государственной или муниципальной собственности, так как не всякое отчуждение государственного и муниципального имущества является приватизацией.

В этой связи юридическое понятие приватизации должно обладать исчерпывающим и ясным набором признаков, делающих его пригодным для практического применения.

Анализ законодательства, регулирующего отношения, связанные с приватизацией государственного и муниципального имущества, показал, что к основным признакам приватизации можно отнести следующие:

– приватизируемое имущество находится в собственности публично-правовых образований (Российской Федерации, субъектов Федерации и муниципальных образований);

– отчуждение имущества осуществляется в частную собственность физических и юридических лиц;

– отчуждение имущества в рамках приватизации может быть как возмездным, так и безвозмездным;

– приватизация осуществляется только в порядке, предусмотренном законами о приватизации, а не общим гражданским и земельным законодательством;

– в наличии имеется четко установленная процедура.

Учитывая указанные признаки, полагаю, что в ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 2001 г.

№ 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» следует внести изменения, прописав, что под приватизацией следует понимать возмездное, а также в случаях, указанных в законе, безвозмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц в соответствии с законодательством о приватизации при соблюдении специально установленной процедуры передачи имущества.

Предлагаемая формулировка в большей степени отражает специфику рассматриваемой правовой конструкции, и в ней содержатся признаки, позволяющие отграничить приватизацию от иных сделок, связанных с отчуждением государственного и муниципального имущества.

Что касается приватизации земельных участков, можно отметить, что некоторые ученые под приватизацией земельных участков ошибочно понимают все формы (способы) отчуждения земельных участков из государственной или муниципальной собственности в частную. При этом, говоря о понятии «способ приватизации», эти исследователи исходят из того, что оно тождественно понятиям «способ передачи, отчуждения, приобретения (возникновения, перехода) права собственности на земельный участок».

В юридической литературе выделяют два вида приватизации земельных участков:

– бесплатная передача публичного земельного участка в собственность гражданина, не обладающего каким-либо правом на данный земельный участок;

– бесплатная передача публичного земельного участка в собственность гражданина, уже использующего такой участок на каком-либо ограниченном вещном праве.

По моему мнению, подобное толкование данного термина является чрезмерно широким, так как включает в себя, помимо приобретения права собственности на земельные участки, предоставленные на праве постоянного (бессрочного) пользования либо пожизненного наследуемого владения, и иные способы предоставления земельных участков. Например, бесплатное предоставление земельных участков льготным категориям граждан (гражданам, имеющим трех и более детей, и т.д.) или выкуп земельного участка, на котором находятся здания, строения, сооружения, принадлежащие лицу на праве собственности.

В научной периодике под приватизацией земельных участков также понимают юридическую процедуру, включающую в себя действия по прекращению права собственности на земельный участок у одного субъекта (государства) и возникновению права собственности на земельный участок у другого субъекта (физического или юридического лица), завершающуюся заключением договора купли-продажи или производимую на безвозмездной основе.

На мой взгляд, указанная формулировка является удачной, в ней в отличие от ряда других говорится о том, что приватизация земельных участков может осуществляться на безвозмездной основе.

Вместе с тем в формулировке по-прежнему отсутствуют критерии, по которым можно отграничить приватизацию земельных участков от иных сделок, связанных с отчуждением земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

По моему мнению, критерием, позволяющим отграничить приватизацию земельных участков гражданами от иных сделок, связанных с отчуждением земельных участков, находящихся в собственности публично-правовых образований, является обладание гражданином правом постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения на приобретаемый в собственность в порядке приватизации земельный участок.

В этой связи удачной видится формулировка, при которой под приватизацией земельных участков необходимо понимать не что иное, как передачу (перерегистрацию или переоформление) в собственность ранее предоставленных гражданам земельных участков на праве постоянного бессрочного пользования или пожизненного наследуемого владения.

Вместе с тем у указанной формулировки имеются и недостатки, в частности нет указания о безвозмездности приватизации земельных участков гражданами.

С учетом выявленных мной недостатков полагаю, что под приватизацией земельных участков гражданами следует понимать безвозмездную передачу в собственность ранее предоставленных гражданам земельных участков на праве постоянного бессрочного пользования или пожизненного наследуемого владения.

К проблемам, связанным с приватизацией гражданами земельных участков, можно отнести неправомерное предоставление земельных участков, расположенных в пределах особо охраняемых природных территорий.

Несмотря на запрет в действующем земельном законодательстве на приватизацию земельных участков, расположенных в пределах особо охраняемых природных территорий, органы государственной власти и местного самоуправления нередко принимают решения о предоставлении таких земельных участков в собственность граждан.

К основным причинам нарушений, допускаемых в ходе приватизации земельных участков, которые расположены в пределах особо охраняемых природных территорий, можно отнести, во-первых, неправильное понимание органами государственной власти и местного самоуправления положений действующего законодательства, что может быть компенсировано деятельностью контрольно-надзорных органов; во-вторых, отсутствие четко установленных границ особо охраняемых природных территорий.

Исследование судебно-арбитражной практики показало, что основной причиной незаконной приватизации земельных участков в границах особо охраняемых природных территорий является отсутствие в кадастре особо охраняемых природных территорий достаточных данных о расположении границ отдельных особо охраняемых природных территорий. Зачастую отсутствие необходимых сведений о границах в кадастре особо охраняемых природных территорий связано с бездействием государственных органов, уполномоченных на осуществление указанной деятельности.

К примеру, Ленинградский межрайонный природоохранный прокурор, действуя в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением к Комитету по природным ресурсам Ленинградской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в непредставлении в орган государственного кадастрового учета документов, содержащих сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в пределы памятника природы «Геологические обнажения на реке Оредеж у поселка Ям-Тесово».

Лужским городским судом административное исковое заявление было удовлетворено. Суд обязал ответчика в течение 12 месяцев представить в орган, осуществляющий государственный кадастровый учет, документы, содержащие необходимые сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в пределы особо охраняемой природной территории.

Суд правомерно исходил из того, что именно Комитет по природным ресурсам несет обязанность по представлению сведений о границах зон с особыми условиями использования в органы государственной регистрации.

При этом бездействие ответчика нарушает права неопределенного круга лиц на получение сведений из реестра недвижимости о расположении зон с особыми условиями, а также может привести к нарушениям законодательства в части предоставления в собственность земельных участков в границах особо охраняемой природной территории, что может повлечь причинение вреда уникальной природе природного заказника в связи с использованием его не по назначению.

В настоящее время в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 14 марта 1995 г.

№ 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» сведения о границах особо охраняемых природных территорий вносятся в государственный кадастр особо охраняемых природных территорий на основании решения об их образовании, которое принимается органом государственной власти или местного самоуправления в зависимости от статуса образуемой особо охраняемой природной территории. При этом ведение государственного кадастра особо охраняемых природных территорий осуществляется Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

Поскольку нарушения законодательства в сфере приватизации земельных участков в границах особо охраняемых природных территорий продолжают иметь место, полагаю, что в целях обеспечения законности в данной сфере необходимо в административном законодательстве в отношении должностных лиц предусмотреть ответственность за непредставление сведений о границах особо охраняемых природных территорий в государственный кадастр. По моему мнению, указанная мера будет способствовать уменьшению количества нарушений, связанных с незаконной приватизацией земельных участков, входящих в пределы особо охраняемых природных территорий.

В качестве вывода можно отметить, что критерием, позволяющим отграничить приватизацию земельных участков гражданами от иных сделок, связанных с отчуждением земельных участков, находящихся в собственности публично-правовых образований, является обладание гражданином правом постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения на приобретаемый в собственность в порядке приватизации земельный участок.

Источник: https://zakon.ru/blog/2020/06/24/privatizaciya_zemelnyh_uchastkov_grazhdanami

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.